Как трансформировались предложения жилья бизнес-класса за пять лет
За минувшие пять лет структура рынка квартир бизнес-класса по количеству комнат заметно изменилась. Например, доля трёхкомнатных лотов сократилась на 10%, тогда как предложения однокомнатных и двухкомнатных квартир выросли. Об этом говорится в исследовании, подготовленном специалистами компании "Метриум" и группы компаний "Основа".
Эксперты, анализируя данные, установили, что с 2019 года количество трёхкомнатных квартир в предложении стало уменьшаться, а варианты с четырьмя и более комнатами практически исчезли. Однако после 2022 года доля "трёшек" оставалась стабильной, в отличие от четырехкомнатных квартир, которых стало ещё меньше.
Наибольший прирост за последние годы наблюдается среди однокомнатных квартир - их количество увеличилось как в абсолютных показателях, так и в процентах от общего объема предложения. Кроме того, специалисты отмечают стремительное увеличение числа студий.
К концу третьего квартала текущего года в проектах "старой" Москвы на рынке было доступно 22 700 квартир бизнес-класса. Лидером по доле стали однокомнатные лоты, составляя 36% общего числа (около 8200 штук). Второе место заняли двухкомнатные - их насчитывалось 7300 единиц (32%). Третью позицию заняли студии - 3600 объектов или 16% от совокупного предложения. Четвёртую строчку заняли трёхкомнатные квартиры (3100 лотов, 14%), а четырёхкомнатные составили всего 2% (495 штук).
В 2019 году застройщики реализовали около 18 000 квартир. Из них самыми популярными были двухкомнатные (7500 объектов, 41% от общего объема продаж). Второе место занимали однокомнатные квартиры (5200 единиц, 28%), а третье - трёхкомнатные (4200 объектов, 25%). В то время доля студий была крайне небольшой - около 500 штук (3%), а четырёхкомнатные составляли 6%, что соответствовало более одной тысячи лотов.
С 2019 года число студий на рынке увеличилось на 14%, а доля однокомнатных квартир - на 13%. В то же время количество двухкомнатных и трёхкомнатных квартир сократилось на 7% и 10% соответственно. Четырехкомнатные квартиры, занимавшие и так незначительную долю, уменьшились с 6% до 2%, потеряв 4 процентных пункта.
Как отметил Олег Колченко, акционер и управляющий партнёр ГК "Основа", структура предложений сильно зависит от этапа строительства жилого комплекса. На начальных стадиях реализации наиболее востребованы квартиры небольших площадей - студии, однокомнатные или компактные двухкомнатные. Варианты с большей площадью, как правило, приобретаются позже.
За период с сентября 2023 года по сентябрь 2024 года значительнее всего выросло количество однокомнатных квартир (+24%). На втором месте по приросту - студии (+16%), а за ними следуют двухкомнатные варианты (+6%). При этом доля трёхкомнатных сократилась на 3%, а четырёхкомнатных - на 26%.
Руслан Сырцов, управляющий директор компании "Метриум", добавляет, что в настоящее время большинство квартир бизнес-класса продаётся в свободной планировке и без отделки. Также он подчёркивает, что диапазон площадей существенно расширился: среди двухкомнатных вариантов, например, встречаются квартиры площадью до 80 кв. м, которые можно перепланировать в трёхкомнатные. Эти изменения делают рынок более гибким, позволяя покупателям выбирать жильё под свои потребности.